Организация списания неликвидного имущества компании
В рамках прекращения коммерческой деятельности юристы неизбежно сталкиваются с проблемой неликвидного имущества. Правильно отразить количественные и стоимостные показатели таких ценностей, а также грамотно списать их позволяет соблюдение особых правил. Специалисты центра «Радомас» организуют процедуру с привлечением профессиональных бухгалтеров. Результаты отражаются документально, что надежно защищает собственников фирмы от попыток привлечения к дополнительной ответственности и необоснованных требований кредиторов. Клиенты центра получают гарантии законности и объективности, могут пользоваться консультационной помощью по всем вопросам закрытия фирмы ООО или ее реорганизации.
Правила признания имущества неликвидным
К категории неликвида относят материалы, основные средства или иные ценности, которые оказались невостребованными на рынке или в производственной деятельности. Отличительной чертой такого имущества является сложность, либо фактическая невозможность использования. Теоретически такие ценности все же обладают стоимостными характеристиками и подлежат списанию по всем правилам бухгалтерского учета. Нарушение порядка может послужить причиной возбуждения дел о сокрытии ценностей от взыскания. В практике это нередко становится основанием привлечения учредителей компании к уголовной или административной ответственности.
Работа с подобной собственностью компании ведется в соответствии с методическими рекомендациями, изложенными в приказе Минфина России 119н. Согласно этому документу списание допускается на основании следующих фактов:
- признание имущества морально устаревшим (оборудование, транспортные средства, инструмент и прочее);
- негодность или неисправность;
- повреждение, либо полное уничтожение.
В случае с неликвидом основанием для списания выступает первое и второе обстоятельства. Представителям ликвидируемой организации потребуется документально подтвердить факт отсутствия интереса со стороны кредиторов и покупателей, а также неактуальности вещи. Как правило, задача решается в процессе проведения инвентаризации. Выявление неликвидного имущества подразумевает составление особого акта. В документе отражаются следующие сведения:
- точное описание ценностей;
- количественные и качественные характеристики;
- балансовая или оценочная стоимость;
- срок хранения, либо годности, включая гарантийный период;
- причина списания, выбраковки;
- дату осмотра имущества и составления акта.
Если ликвидация ООО проводится в порядке банкротства, списанием неликвида занимается независимый специалист. Управляющий выставляет имущество на торги и лишь при полном отсутствии заявок предлагает его поочередно каждому из кредиторов. Собственность, оставшаяся невостребованной, списывается и утилизируется.
Определение стоимости таких ценностей производится согласно данным, отраженным в учете. Использование рыночных цен не допускается, поскольку противоречит принципам достоверности и объективности.