Новый порядок аккредитации экспертных фирм (июльские поправки 2014 года)

С первого июля текущего года реформа системы аккредитации в России перешла в завершающую стадию. Организаторами проекта была проделана колоссальная работа по разработке, реализации единой структуры и правил контроля деятельности экспертов. По заявлению чиновников, уже к концу 2015 года в стране начнет функционировать итоговая модель. Новая система обеспечит допуск к экспертной деятельности только квалифицированных специалистов, ее внедрение позволит гарантировать ответственность, достоверность и объективность оценок. Юристы правового центра «Радомас» подготовили краткий отчет о последних изменениях.

Общие условия аккредитации в переходный период

С лета 2014 года к экспертным организациям предъявляют ряд стандартных требований. Соискатель обязан:

  • подтвердить наличие постоянных трудовых отношений с квалифицированными специалистами, осуществляющими заявленную деятельность;
  • выполнить от 65 до 94 требований (ранее было утверждено всего 5-6 критериев);
  • предъявить к осмотру оборудование, измерительные инструменты (демонстрацией документов, как это было ранее, например, при получении лицензии МЧС, теперь обойтись не удастся);
  • передать членам комиссии профессионально разработанное и реально исполняемое сотрудниками организации руководство по качеству.

Разработчики новой системы контроля экспертной деятельности пошли по пути углубления проверки соискателей. Основной целью такого решения стало исключение из сектора недобросовестных исполнителей, постоянно допускающих нарушения или ошибки.

Едиными правилами были урегулированы вопросы:

  • о сроках предоставления услуг;
  • о порядке установления стоимости (исключена возможность злоупотреблений);
  • о правилах подотчетности и ответственности экспертов;
  • о процедуре контроля уровня подготовки (введена необходимость регулярной аттестации специалистов аккредитованных фирм).

Значительное влияние на сегмент оказало утверждение методики выбора экспертов. Многим псевдоспециалистам пришлось полностью прекратить деятельность. Это увеличило стоимость аккредитации, вслед за ней выросла и цена на лицензии МЧС, связи и пр. В качестве одной из наиболее эффективных мер стало установление обязательности выезда на место. Разработчики проекта единой системы аккредитации выделил основные направления, по которым члены комиссии должны проводить не только документальную, но и фактическую проверку.

Что изменилось?

С лета 2014 года процедура получения аккредитации была существенно упрощена. В числе наиболее значимых корректив:

  • отмена срока (теперь свидетельство выдается бессрочно);
  • появление отсылочных норм к актам международного уровня (критерии оценки экспертных организаций соответствуют общеевропейской системе координат);
  • предоставление права проведения работы по устранению незначительных ошибок (существенная экономия средств, времени, поддержание конкурентоспособности);
  • создание апелляционной комиссии по рассмотрению споров между представителями органа по аккредитации и экспертными организациями.

Стоит напомнить, что только 1 июля в юридическую силу вступило более 20 нормативных актов Минэкономразвития, был введен в действие закон 412-ФЗ, приказы целого ряда министерств и постановления Правительства РФ. Серьезной доработке подверглись и применяемые ранее документы. Авторами проекта модернизации сделана ставка не только на ужесточение контроля, но и объединение разрозненных институтов. Усилия направлены на интеграцию деятельности государственных и частных органов по аккредитации в единый комплекс с общими правилами и стандартами.