Аккредитация экспертных организаций в единой национальной системе

С июля текущего года процедура аккредитации была окончательно изменена. Теперь единственным органом, обладающим правом на допуск экспертных организаций к профессиональной деятельности, является Росаккредитация. Поправки затронули практически все стороны оформления, появились новые формы документов, ужесточились правила проверки соискателей. Участникам, решившим остаться на рынке, придется позаботиться о подтверждении компетентности.

Новые критерии оценки

Требования к соискателям были установлены приказом Минэкономразвития РФ № 326. Все критерии разделили на общие и специальные. Экспертные организации, осуществляющие деятельность на территории России, должны соответствовать следующим стандартам:

  • использование эффективных систем менеджмента качества;
  • применение техники, точных измерительных документов;
  • разработка нормативной документации (регламентов, руководств, инструкций);
  • привлечение высококвалифицированных специалистов на постоянной основе;
  • наличие оборудованных помещений;
  • выполнение регистрационных правил (постановка на учет в качестве экономического субъекта).

Специальные критерии устанавливаются в зависимости от типа экспертной организации. Дополнительные требования обязаны выполнять органы сертификации, лаборатории, инспекционные организации и центры измерений. Общее число оценочных критериев выросло с 5 до 94! Соискателям потребуется учесть стандарты семи регламентов, десятка нормативных актов, включая приказы Минэкономразвития.

Юристы «Радомас» акцентируют внимание на максимальной формализации процедуры. Незаконным способом приобрести аттестат технического эксперта, свидетельство по аккредитацию или купить лицензию МЧС теперь окажется невозможным. По мнению представителей власти, такие меры позволят очистить сектор от недобросовестных и некомпетентных участников.

Порядок заполнения документов

Новые правила подачи заявок на аккредитацию опубликованы на официальном сайте Росаккредитации. Соискатели обязаны указать:

  • полное наименование;
  • адрес и контактные телефоны;
  • регистрационные данные;
  • описание экспертной деятельности.

К заявлению потребуется приложить материалы, подтверждающие соответствие оценочным критериям. Как и в случае с получением лицензий МЧС эти документы составляются с использованием рекомендуемых форм (таблицы, анкеты).

Порядок аккредитации

Статьей 16 закона 412-ФЗ устанавливаются правила приема и рассмотрения заявок на аккредитацию. В соответствии с пунктом 4 этой правовой нормы устанавливается обязательность предоставления не только документов на бумажном носителе, но и электронных копий.

Вся процедура занимает 90 суток. В этот период включается:

  • предварительное рассмотрение заявки (выявление технических ошибок и грубых противоречий) – 5 дней;
  • формирование экспертной группы – 15 суток;
  • непосредственная оценка соискателя, подготовка аргументированного решения.

Увеличить установленный срок может приостановка рассмотрения в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов. С момента передачи экспертной группы таких бумаг общая длительность увеличивается на 10 дней.

Подробную информацию о правилах оформления свидетельства аккредитации можно получить на консультации с экспертами «Радомас».